Фрагмент для ознакомления
2
Введение
С усилением глобализации мы стали наблюдать расширяющееся общество потребления. Потребление сейчас – это не просто компенсация физических и духовных издержек человека. Потребление сегодня – это форма досуга, главный мотив человека участвовать в общественном воспроизводстве.
Трансформируется уровень качества потребления: предпочтения личности задаются модой, рекламой и лишены свойств общей полезности. Глобализация привела к формированию рынков товаров-стимуляторов, а не товаров потребления. То есть в современных условиях продукт не нацелен на удовлетворение традиционных материальных интересов человека. Реклама – это целенаправленное искажение информации, которая вышеназванному процессу способствует. Ценности и стандарты потребления в современном экономическом обществе больше навязаны и связаны с манипуляцией сознания со стороны корпораций, которые товары-стимуляторы производят. Например, экономические потребности представителей развивающихся государств, которые необходимы для нормального самовоспроизводства, могут быть не достаточно удовлетворены для реализации того, что навязывается потребительскими стандартами.
Как считает исследователь общества потребления в России В. И. Ильин, «В России социальная структура находится в стадии коренной трансформации, субкультуры многих групп только формируются, поэтому попытки жить по чужим стандартам - экономить на хлебе, чтобы пить французский коньяк, жить в общежитии и ездить на «Мерседесе» - здесь встречаются гораздо чаще», при этом «полностью скопировать потребительский комплекс чужого слоя не позволяют материальные возможности, но пустить пыль в глаза, купив одну-две видимые окружающим вещи из символов более высокого слоя, можно» .
Особенно вышеперечисленное актуально в связи с рассмотрением взаимосвязи с гедонистической установкой.
Целью данной работы является рассмотрение психологического содержания гедонистической установки.
Задачи:
- описать сущность установки в психологии;
- рассмотреть содержание гедонизма в психологических теориях;
- изучить психологическое содержание гедонистической установки.
Объект исследования – гедонизм, с точки зрения психологии. Предмет исследования – гедонистическая установка.
1 Проблема установки в психологии
Психологическая наука на пути своего исторического развития насчитывает множество концепций и теорий, которые, сменяя друг друга, вносили в развитие психологии свое рациональное зерно. В начале ХХ века для многих исследователей стало ясно, что без введения понятия установки невозможно решение вопросов как общей, так и социальной психологии . За рубежом, это понятие использовалось, в основном, в рамках социальной психологии. По мнению Г. Оллпорта, понятие установки стало основным строительным материалом здания социальной психологии. При рассмотрении понятия установки Г. Оллпорт отмечает, что оно является наиболее операциональным и четко определенным понятием психологии.
Понятие установки привлекало, прежде всего, тем, что оно не было принадлежностью ни одной психологической теории. В то же время это понятие свободно от тех противоречий, которые существуют в вопросах понимания влияния врожденных и приобретенных факторов на психическую активность человека. Как терминологическое, так и понятийное содержание установок объединяет два компонента. С одной стороны, в нем подразумевается приспособление к действительности, соответствие с ней, а с другой – субъективное психическое состояние, выражающее готовность человека к определенному действию. Для обозначения этого общего значения установки в психологии часто используется термин «психическая установка».
Понятие установки стало популярным с тех пор, как психология отказалась от изучения духа, как независимой субстанции. Постепенно понятие установки превратилось в понятие, обозначающее то реальное психическое состояние, которое выражает готовность к действию и определяет активность человека.
В данной работе установка понимается, как готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к этому объекту .
Первая научная теория была сформулирована в 1888г. Л. Ланге в виде «теории моторной установки». В своей теории он рассматривал восприятие, как процесс, обусловленный мускульной подготовкой, мышечной установкой, особенность которой наиболее ярко проявляется в изменчивости времени реакции. В результате проведенных экспериментов была выявлена следующая закономерность: испытуемый проявляет меньшее время реакции, когда его внимание сфокусировано не на самом стимуле, после проявления, которого он должен дать реакцию, а на той реакции, которую он должен осуществить. В этот период времени у человека вырабатывается определенная моторная установка, за счет которой при появлении стимула человек дает реакцию, соответствующую моторной установке. Примерно в это же время, в 1889г., Мюнстерберг сформулировал теория действия внимания, в основу которой он кладет установку. Одновременно возникла теория моторной активности Фере, в основе которой также лежит сознательное селективное состояние, т.е. установка. В последующих исследованиях установка рассматривалась не просто как существующая готовность к моторной активности, но и вообще как психофизическая готовность. В экспериментальных исследованиях Вюрцбургской школы психологов (Ватт, Кюльпе ,Мессер, и др.) было показано, что в случае создания установки в экспериментальных условиях она начинает определять не только время реакции, но и выполнение любых задач, данных экспериментатором испытуемому.
Не только в опытах на время реакции, но и в любом другом эксперименте, проводящемся в сфере восприятия, памяти, мышления, суждения, воли и т.д., решающее значение придается особенностям подготовки личности, ее предварительной готовности, на основе которых она решает те или иные задачи. Проблема установки связывалась с вопросом о месте установки в целостной системе психического. Установка дана в самом сознании или вне его? – представители Вюрцбургской школы сошлись на том, что установка не является ни ощущением, ни образом, ни представлением, ни аффектом и ни их комбинацией. В то же время стало невозможным изучить ее методом интроспекции, т.е. наблюдением за своими переживаниями.
Установка представлялась как целостное психическое состояние сознания, которое не может быть сведено до какого-либо известного ранее его элемента.
Согласно этой точке зрения, феномены установки – это состояние, находящееся на пороге сознательного и бессознательного. Но этими элементами нельзя охарактеризовать и исчерпать феномены установки.
Исторически сложилось так, что начальные этапы образования и развития понятия «установка» непосредственно связаны с ранними исследованиями в экспериментальной психологии и психофизике. По мере накопления фактов, стали появляться указания на, так называемые, ошибки «ожидания» (изменение ответа испытуемого, вызванное предвосхищением изменения ощущения) и ошибки «привыкания» (задержка смены ответа испытуемого при таком изменении стимуляции, которое должно вызывать изменение ощущения). Эти «ошибки» влияли на результаты экспериментов, искажая данные измерения чувствительности. Исследователи, пытаясь избавиться от них, совершенствуя экспериментальную процедуру, например «уравновешивая» восходящие и нисходящие серии стимулов. Путь поиска и совершенствования как методических процедур, так и закономерностей описывающих связь субъективного и объективного, который проделала классическая экспериментальная психология и психофизика во многом связан с преодолением этих «ошибок», со стремлением очистить познание сенсорных процессов от влияния активности субъекта его мотивации, установок и условий деятельности, в которую включены сенсорные процессы.
Но решить эту задачу полностью не удавалось. Наблюдаемые феномены, не укладывающиеся в схему анализа «по элементам», стали рассматриваться как факторы несенсорной природы, влияющие на психологические и психофизические закономерности. В начале ХХ века, именно они послужили основанием для создания новых теорий, в частности , теории установки и разработки соответствующих методологических и методических подходов для решения этих проблем. Диалектика взаимоотношений исследований в классической психофизике и экспериментов в рамках психологии установки опирается на конкретные экспериментальные факты и их интерпретацию в рамках исходных, характерных для них принципов анализа.
В психофизике (особенно в период ее становления) - это, так называемый, «постулат непосредственности», суть которого, заключается в том, что действительность непосредственно и сразу влияет на сознательную психику и в этой непосредственной связи определяет ее содержание. Другими словами, внешнее физическое воздействие однозначно определяет вызванное им ощущение (двучленная схема анализа: воздействие на реципирующие системы - ответное субъективное явление) Основоположник психофизики Г.Т. Фехнер определил психофизику как точную науку об отношениях между душой и телом, или вообще между психическим и физическим миром. Долгое время, на пути развития психофизики , усилия ученых были направлены на поиск математических закономерностей описывающих эти отношения. Среди получивших наибольшую известность и признание, следует отметить основной психофизический закон Фехнера Г. в
Фрагмент для ознакомления
3
1) Акимов, О.Е. Правда о Фрейде и психоанализе / О.Е. Акимов. - М.: Акимова, 2005. Крылов А.А. Психология. – М.: ПРОСПЕКТ, 2016.
2) Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М Андреева.- М.: Аспект Пресс. 2006 г.
3) Асмолов А. Г. Деятельность и установка/ А. Г. Асмолов. - М.:, 1979.
4) Асмолов А.Г. От психофизики «чистых ощущений» - к психофизике «сенсорных задач». В кн. Проблемы и методы психофизики / А.Г. Асмолов, М.Б. Михалевская. – М., 1974.
5) Асмолов А.Г. От психофизики «чистых ощущений» - к психофизике «сенсорных задач». В кн. Проблемы и методы психофизики / А.Г. Асмолов, М.Б. Михалевская. – М., 1974.
6) Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. М.: РОССПЭН, 1998
7) Бузгалин А. В. Человек, рынок и капитал в экономике XXI века / А. В. Бузгалин, А. И. Колганов // Вопросы экономики. 2019. № 3. С. 125-141.
8) Булганина С. Н. Природа и структура экономических субъектов: монограф. / С. Н. Булганина. – Оренбург: ГОУ ВПО ОГУ, 2019.
9) Веркор. Квота или «Сторонники изобилия»: Роман / Веркор, Коронель ; Пер. с фр. И. Эрбург. - Москва: Прогресс, 1970// https://mir-knig.com/read_247124-1
10) Ильин В. И. Показное потребление [Электронный ресурс] / В. И. Ильин. – Режим доступа: http://www.consumers.narod.ru/book/pokaznoe.html (дата обращения: 30.04.2022).
11) Забродин Ю. М., Лебедев А. Н. Психофизиология и психофизика/ Ю. М. Забродин, А. Н. Лебедев. - М. 1977.
12) Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М., 2006.
13) Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности/В. С. Мерлин. – М. : Педагогика, 1986.
14) Прангишвили А.С., К проблеме бессознательного в свете теории установки: школа Д.Н.Узнадзе // Бессознательное: природа, функции, методы исследования Т.1/ А.С. Прангишвили, - Тбилиси, Мецниереба, 1978, с. 84-91.
15) Узнадзе Д. Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. - СПб, Питер, 2001. – 626 с.
16) Фромм Э. Иметь или быть. М., 2010.
17) Щавель С. А. Общественная миссия социологии. Мн., 2010.
18) Brickman P. Hedonic relativism and planning the good society //M. H. Appley (Eds.), Adaptation level theory / P. Brickman, D. T. Campbell. –New York : Academic Press, 1971. – Р. 287–302.
19) Deci E. L. Hedonia, Eudaimonia, And Well-Being : An Introduction / E. L. Deci, R.M. Ryan // Journal of Happiness Studies. – 2008. – No 9. – Р. 1–11
20) Diener E. Subjective well-being / E. Diener // Psychological Bulletin. – 1984. – No 95. – Р. 542–575.
21) Griffin J. Well-Being : Its Meaning, Measurement, and Moral Importance / J. Griffin. – Oxford : Clarendon Press, 1986. – 424 р
22) Kahneman D. Well-Being : The Foundations of Hedonic Psychology / D. Kahneman, E. Diener, N. Schwarz (Eds.). – New York : Russell Sage Foundation Press, 1999. – 608 р.
23) Ryan R. M. Living Well : A Self-Determination Theory Perspective On Eudaimonia / R. M. Ryan, V. Huta, E. L. Deci // Journal of Happiness Studies. – 2008. – No 9. – Р. 139–170.
24) Waterman A. S. The Implications Of Two Conceptions Of Happiness (Hedonic Enjoyment And Eudaimonia) For The Understanding Of Intrinsic Motivation / A. S. Waterman, S. J. Schwartz, R. Conti // Journal of Happiness Studies. – 2008. – No 9. – Р. 41–79.